laliku.ru

Меню

Особенности мышления средневекового человека

Коротко: люди были уверены, что мир был и будет одинаковым всегда (до второго пришествия), соответственно изобретения и инновации — вещь десятая.

 

Стоит начать с того, что такого понятия как прогресс в общественной мысли и, тем более, в обывательском сознании, в эпоху средневековья просто не существовало. Само понятие прогресса как поступательного движения общества вперед посредством развития науки, технологий и социальных институтов — продукт рационального сознания эпохи Просвещения, которая была хронологически позже.

Человек средневековья же иррационален. У него было совершенно особое, чуждое для современного человека отношение к природу и миру вообще. Человек средневековья не стремился объяснить и изучить окружающий мир, для него уже были заготовлены понятные ответы в Священном Писании, согласно которому весь материальный мир — творение Божие, а человек — органическая часть этого мира, его проекция и воплощение, а не хозяин, царь или кто-то ещё. Отсюда следует, что относится человек средневековья к природе не как к мастерской, а стремится находится с ней в гармонии.

И, наверное, самое важное, это представления средневековых европейцев о времени. Повторюсь, идеи о прогрессе тогда попросту не существовало. Если мы воспринимаем исторический процесс как линию от менее развитого общества к более развитому (со своими перепадами и провалами, конечно), то в средневековье это был бесконечный круг, цикл. Прошлый год ничем качественно не отличался от настоящего. Прошлое поколение — от настоящего. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит — вспомним книгу Екклесиаста из Ветхого Завета, где подобное отношение к историческому времени демонстрируется довольно ясно.

Если время циклично, и в мире ничего глобально не меняется, то потребности в создании чего-то нового просто не возникает. Потребность была другой: прожить свой отрезок цикла правильно — воспроизвести идеал, установленный Писанием и церковью. Именно это определяло сознание средневекового человека, а не стремление привнести в мир что-то качественно новое.