Menu

УЧЁНЫМ УДАЛОСЬ ПОБЕДИТЬ СТРАХ СМЕРТИ ПРИ ПОМОЩИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Смерть — естественное (пока) завершение жизни всего живого. Бывает запланированной (естественной), наступающей при отказе жизненно важных функций живого организма вследствие старости или болезни, и внезапной — вследствие несчастных случаев, вымираний, катаклизмов и прочего. Основная цель медицины — свести смерть на нет. Для этого человеку нужно стать бессмертным, а вот как это будет достигаться — за счет перевода сознания в цифровое состояние, полной замены всех органов или же устранения всех причин, приводящих к смерти — это нам еще предстоит выяснить. Как бы то ни было, пока смерть является грустным фактором, сдерживающим перенаселение.

Танатофобия – это патологическая боязнь внезапной смерти, которая является довольно распространённой фобией среди людей. Если задуматься, то вроде бы боязнь смерти – вполне себе рациональный страх, так как его можно охарактеризовать как часть инстинкта самосохранения. Но на деле такая фобия доставляет человеку огромный дискомфорт даже тогда, когда его жизни ничто не угрожает. Учёные из Университета Барселоны придумали любопытный эксперимент, благодаря которому им удалось уменьшить влияние данной фобии на испытуемых.

В эксперименте приняли участие 32 человека, страдающих танатофобией. Испытуемых нарядили в одинаковые чёрные обтягивающие костюмы с размещёнными на них датчиками и блоками обратной связи, после чего каждый человек садился на стул, вытягивал ноги перед собой и надевал шлем виртуальной реальности. В нём он видел перед собой примерно такую же комнату, в которой он был только что. Также он видел своё тело, руки и ноги от первого лица. Затем вокруг него появлялись синие резиновые мячики, которые начинали прыгать, отталкиваясь от тех мест на костюме, где закреплены приводы обратной связи. В момент соприкосновения мячика и тела человека срабатывал вибромоторчик, благодаря чему он чувствовал удар.

Вторая фаза эксперимента меняла изображение в VR-шлеме. Внезапно человек начинал видеть себя от третьего лица, сверху из-за спины (как во многих современных видеоиграх). Позиция эта была выбрана исследователями неспроста, ведь именно так описывают очевидцы, пережившие клиническую смерть, момент, когда их сознание отделяется от тела (мы не станем сейчас обсуждать правдивость этих историй). При этом синие мячики продолжали прыгать по рукам и ногам испытуемых. И вот тут начинается самое интересное. Учёные поделили участников эксперимента на две группы, одной из которых в момент изменения ракурса камеры отключили блоки обратной связи, то есть они перестали чувствовать удары мячиков по своим конечностям.

Испытуемые, потерявшие тактильную связь с виртуальным миром, в один голос заявили, что их страх перед смертью ощутимо уменьшился. Вероятнее всего, сработал психологический момент отделения человека от тела своего виртуального аватара со всеми вытекающими физическими ощущениями, но при этом человек продолжал видеть себя со стороны и понимал, что по сути ничего страшного с ним не произошло. Учёные поставили перед собой цель смоделировать ситуацию, демонстрирующую людям возможность существования их сознания за пределами физического тела, тем самым уменьшая их страх перед смертью. Похоже, что догадки исследователей оказались правильными, и теперь пациентов с танатофобией можно попробовать избавить от их неконтролируемого страха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика